Вчера, новостное агентство «Спутник Таджикистан», распространило информацию о том, как «первые трудовые мигранты» после пандемии едут на заработки в Россию. Новость шла под заголовком «Хушхабар…» (Радостная весть), но после шквала критики со стороны пользователей Фейсбука, заголовок был переделан на «Первые трудовые мигранты…».
Контент материала российского агентства «Спутник» составили заявления начальника Департамента внешних связей Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана, Фарангис Исломовой. Судя по словам чиновницы, отправка 170 таджикских трудовых мигрантов на заработки в РФ, это результат работы Министерства иностранных дел, Министерства здравоохранения, Агентства по трудоустройству, Департамента Минтруда и Агентства гражданской авиации.
Ажиотаж созданный «Спутником» подогрела и сама Фарангис Исломова, которая заявила, что «Представители всех перечисленных структур, в 4 часа утра, лично приехали проводить мигрантов».
Пользователи Фейсбук восприняли этот факт, как показатель полной зависимости экономики Таджикистана от трудовой миграции.
Вместе с тем, Фарангис Исломова (или «Спутник») скрыла немаловажный факт: имена этих 170 граждан Таджикистана были внесены российской стороной в список еще в декабре прошлого года. То есть, мигрантов пригласили на их привычные рабочие места. Также чиновница, не удостоила своим вниманием председателя таджикской диаспоры «Соотечественник» в Иркутске, который инициировал и самостоятельно решил вопрос приезда в Иркутск 434 граждан Таджикистана.
Таким образом, у читателя создавалось впечатление, что отправка таджикских трудовых мигрантов в Россию, это результат работы Минтруда.
Однако в распоряжении нашей редакции имеется аудиозапись он-лайн совещания Посла Таджикистана в Российской Федерации Имомуддина Сатторова, с членами Общественного Совета при Посольстве РТ в РФ от 6-го декабря 2020 года, который полностью опровергает причастность Минтруда к отправке мигрантов в Иркутск. Наоборот, согласно записи мы понимаем, что представитель Представительства Минтруда в Москве, всячески старается создать препятствие для этого, придумывая не требуемое согласие Министерство труда, миграции и занятости населения Таджикистана.
Мы не будем полностью приводить стенограмму записи, приведем несколько выдержек совещания, где подтверждается, что представитель Минтруда вообще не был в курсе этого, уже решенного вопроса.
Муриват Маликшоев (руководитель Национально-культурного общества «Соотечественник»):
- Недавно, по моей инициативе и нескольких строительных компаний Иркутской области мы направили письмо губернатору, где просили разрешить въезд 434 гражданам Таджикистана. В свою очередь, губернатор Иркутской области обратился к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой и в короткое время был разрешен въезд этим 434 гражданам Таджикистан, для осуществления трудовой деятельности в Иркутской области.
Имомуддин Сатторов (Посол Республики Таджикистан в Российской Федерации):
- По каким критериям вы выбрали эти 434 человека?
Муриват Маликшоев:
- Господин посол! Мы, совместно с местными строительными компаниями составили список и отправили его в Министерство по строительству Иркутской области, а они направили список губернатору.
Имомуддин Сатторов:
- Но нужно разрешение начальника оперативного штаба по борьбе с пандемией COVID-19 Голиковой?
Муриват Маликшоев:
-Правильно, еще 24-го ноября Голикова подписала разрешение и направила предписание пограничным и таможенным службам.
Имомуддин Сатторов:
- Ну всё, если список им отправлен, то вопрос решен.
Муриват Маликшоев:
- Мы направили список в Минтруд Таджикистана, список уже у Кохира Расулзода.
Имомуддин Сатторов:
-Один момент, если вы получили разрешение российского правительства, то нет необходимости получения разрешения от Правительства Таджикистана. А в списках есть конкретные имена?
Муриват Маликшоев:
-Да, в списках ФИО, даты рождения, данные паспортов.
Имомуддин Сатторов:
- Вопрос решенный, нет никаких проблем.
Муриват Маликшоев:
- Да, я только что разговаривал с заместителем министра труда и сообщил, что у нас будет совещание с послом и они просили…
Имомуддин Сатторов:
- Минуточку. Подключите Саида Боева (заместитель руководителя Представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана в Российской Федерации).
Саид Боев, вместо того чтобы прокомментировать вопрос, начал говорить о достижениях и переговорах с российскими чиновниками различного ранга.
Посол Таджикистана, не выдержав, перебивает его:
- Есть разрешение российского оперативного штаба?
Саид Боев:
- Не понял, господин посол.
Имомуддин Сатторов:
- Есть разрешение Голиковой? Разрешение оперативного штаба?
Саид Боев:
-Этот вопрос в компетенции Муриватшо. Они направили в Министерство. Согласно предписаниям…
Имомуддин Сатторов:
-Саид, в какое Министерство?
Саид Боев:
- Труда. Наше Министерство труда.
Имомуддин Сатторов:
- Послушайте, он говорит, что получили разрешение оперативного штаба. Получили или нет?
Саид Боев:
- Они не направили в Представительство, направили в Министерство.
Имомуддин Сатторов:
- Саид! Муриватшо говорит , что «Мы получили разрешение от Голиковой». Это правда?
Саид Боев:
- На сегодняшний день в Представительстве нет такой информации.
Имомуддин Сатторов:
- Понятно, понятно. Выводите Муриватшо.
Муриват Маликшоев:
- Господин посол…
Имомуддин Сатторов:
- У вас на руках есть разрешение?
Муриват Маликшоев:
-Да.
Имомуддин Сатторов:
-Чья подпись стоит?
Муриват Маликшоев:
-Голиковой. Сейчас отправлю вам копию, через минуту будет у вас.
Имомуддин Сатторов:
- Если есть разрешение Голиковой, нет никаких проблем. Разрешение Правительства Таджикистана или Министерства труда Таджикистана не требуется.
Саид Боев вмешивается в разговор:
- Документы Муриватшо еще не поступили. Мы потребовали у него документы для ознакомления.
Имомуддин Сатторов:
-Но он же говорит, что отправил в Министерство.
Саид Боев:
-Мы потребовали у Муриватшо документы..
Имомуддин Сатторов:
-Послушайте, Министерство труда Таджикистана. В то время, как отдельный субъект Российской Федерации, под руководством губернатора дает разрешение на въезд гражданам Таджикистана, вы тут вообще не причем, извините.
Дальше представитель Минтруда всячески хочет потребовать документы у председателя диаспоры, но посол пресекает это и ему подробно объясняет об отсутствии необходимости согласования с Минтрудом.
Имомуддин Сатторов:
-В Таджикистане у кого списки этих людей?
Муриват Маликшоев:
- Списки у бригадиров которые, ежегодно работают в этих компаниях.
Имомуддин Сатторов:
-Кто покупает билеты на самолет?
Муриват Маликшоев:
- За счёт работодателей.
Имомуддин Сатторов:
-Если российская сторона не против, «Сомон Эйр» с удовольствием привезет этих людей. Какие проблемы? Какое разрешение Министерство труда? Зачем придумывать все это? Не понимаю.
Вроде все предельно понятно и просто: договоренность с работодателями есть, разрешение на въезд имеется, погранслужбы России поставлены в известность, люди в Таджикистане в курсе и на старте. Остаётся заказать чартерный рейс и прилететь в Иркутск. Но кому-то очень было нужно влезть в это дело и притормозить прилет таджикских мигрантов в Иркутск. Но кому?
Судя по тому, что мы сейчас увидели в этом заинтересованы представители Минтруда. Но зачем?
Если мы сопоставим материал «Спутника» и этот разговор, становиться очевидно, что Минтруду захотелось просто пропиариться на этом деле, приписывая чужие достижения себе.
Ежегодно в трудовой миграции в России находятся более миллиона граждан Таджикистана, денежные переводы которых служат существенным подспорьем для экономики Таджикистана.
А нынче дела обстоят так плохо, что отправка в трудовую миграцию пару сотен мигрантов, стало событием государственного масштаба?
Гуфрон Вахобов