Какое влияние может оказать разрушение системы водоснабжения в приграничных селах Таджикистана и Кыргызстана на общественно-политическую ситуацию в регионе Центральной Азии? Какова была система водораздела в бассейне реки Исфара, кто и зачем ее разрушает? Почему стали забывать о статусе трансграничных рек, ирригационных сооружений, в частности Торткульского водохранилища? Когда оно было построено и для чего было предназначено? Как работают трансграничные ирригационные каналы в условиях продолжающихся территориальных споров между Таджикистаном и Кыргызстаном, какие трудности возникают в водопользовании? Как решить возникающие и обостряющиеся вопросы водораздела в условиях изменения климата и сокращения водных запасов?
На эти вопросы мы постараемся ответить в данном материале.
Следует сказать, что рекой Исфара пользуется около 400 тысяч человек в республиках Таджикистан и Кыргызстан, не считая населения Узбекистана. Если при этом учитывать использование Торткульского водохранилища как объекта, построенного для трансграничного использования, то количество пользователей многократно возрастает. То есть, река Исфара и ее воды стали главным фактором благополучия жителей трех центральноазиатских стран, потому что большая часть населения этих регионов занята в сельском хозяйстве и их средства к существованию напрямую зависят от использования воды. Поэтому в нынешних условиях мира, особенно ситуации в Центральной Азии и геополитическом положении Ферганской долины, рост населения и освоение новых земель делают вопрос о водораспределении и соблюдении его системы важной межгосударственной проблемой. Поскольку несоблюдение распределения воды из реки Исфара ставит подвопрос устойчивость мира и стабильность в реги
События 1989 года, село Ходжаи Аъло. Первый крупный пограничный конфликт, в результате которого появились жертвы и впервые в регионе был введен комендантский час.
Когда есть пути решения проблемы
В 2020 году в джамоате Чоркух города Исфары началась реализация проекта «CASA-1000: Проект поддержки сообществ», финансируемого Всемирным Банком и реализуемого Национальным Социальным Инвестиционным Фондом Таджикистана. Приграничные сообщества сами определяют приоритетные проблемы, составляют планы по их реализации.
Жители нескольких махаллей (микрорайонов) были едины во мнении, что для них наиболее острым является вопрос водоснабжения, поскольку по существующей ирригационной системе орошение сельхозугодий с каждым годом становится труднее из-за возникающих на границе с Кыргызстаном конфликтов. Дело в том, что проложенные еще в досоветский период арыки берут начало на спорной территории, и часты случаи, когда водные структуры Кыргызстана при возникновении конфликтов перекрывают эти каналы. Перекрывают и трубы на пикете (ПК) № 92, по которым от протекающего поверх кишлака трансграничного канала «Дружба» поступает для нужд населения поливная и питьевая вода. Все это оборачивается большой потерей урожая дехканскими хозяйствами, населением, порождает большие проблемы для обеспечения населения питьевой водой. Усугубляет ситуацию рост населения, активное освоение склонов холмов, за счет чего частично решаются вопросы обустройства новых семей.
Поэтому жители махаллей Лангари Себзор, Лангари Дашт, Лангари Бустон, Лангари Ходжиён и Лангари Миёна посчитали, что напряжение можно снять путем бурения скважин. Для бурения четырех вертикальных скважин для сельчан проект выделил свыше 200 000 долларов США.
По словам председателя Ассоциации водопользователей джамоата Чоркух Шавката Каюмова четыре скважины смогут обеспечить нужды 12 тысяч человек, как в питьевой, так и в поливной воде. Местные специалисты говорят, что бурение скважин может в значительной степени снизить напряженность на границе и предотвратить возможные конфликты из-за воды в будущем. Но есть и другие проблемы, которые возникают в период весеннего половодья, когда речным песком забиваются трубы, чистка которых требует больших финансовых и трудовых затрат. Возникают и другие сложности, особенно при согласовании работ со структурами Кыргызстана.
- Например, в июне 2022 года нам пришлось полностью прочистить трубу, подающую воду в наши махалли из канала «Дружба» (Торткуль), - говорит Ш. Каюмов. – Пришлось потратить 20 тысяч сомони для найма рабочих, техники. Использование сельхозтехники вызывает в приграничной зоне тревогу у кыргызских пограничников, которые работы могут квалифицировать как освоение спорных земель. Это потенциальная почва для конфликта.
Вода - источник конфликта?
Анализ ситуации показывает, что за последние десять лет в приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана более 140 раз вспыхивали конфликты, в ходе которых погибли десятки военнослужащих и мирных жителей. Некоторые из этих конфликтов были связаны с водой и использованием ирригационных сооружений. Самый кровопролитный конфликт, связанный с ирригационным сооружением, произошел в конце апреля 2021 года недалеко от таджикского населенного пункта Ходжаи Аъло джамоата Чоркух, которое носит название «Головное». В результате спора и драки жителей таджикских и кыргызских общин, переросших в военное столкновение, пострадали десятки человек. Были погибшие и много раненых, сожжены дома с двух сторон, пострадали и социальные объекты.
Рассмотрение ситуации возникновения конфликтов показывает, что существует десять факторов, которые чаще всего приводят к пограничным столкновениям. Это: сельскохозяйственные угодья и жилища населения, пастбища и природные ресурсы, дороги и переходы, кладбища и линии электропередач, питьевая и вода для полива.
Среди этих десяти причин основное место занимает использование воды. Именно из-за этой проблемы в июле 1989 года в Исфаре произошел первый крупный пограничный конфликт, в результате которого появились жертвы и впервые в регионе был введен комендантский час. Иными словами, крупные пограничные конфликты происходили именно на почве воды и ее распределения.
Проблема водораспределения реки Исфара
В первые годы своей независимости страны Центральной Азии взяли на себя обязательство следовать системе водораспределения, принятой в советское время. В данном контексте были подписаны различные документы, в том числе соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в области совместного управления водными ресурсами межгосударственных источников» 18 февраля 1992 года в городе Алма-Аты. Иными словами, вопрос водораспределения реки Исфара – это вопрос не только местного, но и регионального значения.
Существуют разные взгляды по системе распределения водных ресурсов бассейна трансграничной реки Исфара, протекающей по территории Кыргызстана и Таджикистана. Есть множество документов, составленных в разные годы. Они менялись в зависимости от строительства ирригационных сооружений и роста орошаемых земель на территории Таджикистана и Кыргызстана. В соответствии с документами о нормах водораздела, утверждёнными в 1960 году, доля Республики Таджикистан составляла 62% от общего объема водных ресурсов бассейна реки Исфара. Для нужд Республики Узбекистан выделялось 26%, а лишь 6% воды из бассейна реки использовала Республика Кыргызстан. Это в основном те айылы, которые находились в верховьях реки и прибережных районах по соседству с крупными населенными пунктами Таджикистана в средней части ее русла. Однако, уже к концу 60-х годов это соотношение изменилось, поскольку на границе Таджикистана и Кыргызстана началось строительство трансграничного канала и водохранилища для орошения большого степного массива на территории Баткенского и Исфаринского районов. Еще тогда между Таджикистаном и Кыргызстаном, являвшимися основными потребителями водных ресурсов бассейна реки Исфара, были согласованы новые нормы.
Центрально-азиатская меж-государственная водная комиссия с учетом изменившихся условий пересмотрела норму водораздела.
В целях уточнения того, какие изменения претерпела норма водораздела после строительства транснационального канала «Дружба» и водохранилища «Торткуль» и каково предназначение этих ирригационных сооружений, в 1998 году бывший председатель г. Исфары Абдухаким Халимов направил письмо в закрытое акционерное общество производственного объединения «Совинтервод» и получил за номером С5-98 933-15-9/98 и за подписью вице-президента этой организации О.А. Леонтьева следующий ответ:
«В соответствии с Вашим запросом сообщаем, что уточненное проектное задание орошения Баткентского и Кулькентского массивов из Торткульского водохранилища, составленное совместно Институтами «Гипроводхоз» и «Кыргызгипроводхоз» в 1968 году, было рассмотрено и утверждено «Минводхозом СССР» в 1969 году.
Узбекская ССР и Таджикская ССР не согласились с отбором воды из реки Исфара в Торткульское водохранилище и перераспределением стока р. Исфара. Вследствие чего возникла необходимость в составлении «Схемы комплексного использования земельно-водных ресурсов бассейна реки Исфара».
В результате проведенных проработок предлагалось следующее деление стока р.Исфары:
Узбекская ССР (Кировский район) - 3,7%; Таджикская ССР - 62,4% (Канибадамский район - 9,8%; Исфаринский район - 52,6%). Исфаринский район должен получать 43,5% воды из реки Исфара и 9,1% из Торткульского водохранилища. Киргизская ССР (Баткентский район) составляет 26,7%, из них 1,8% приходится на реку Исфара и 24,9% - на Торткульское водохранилище.
Сведениями о согласовании «Схемы комплексного использования земельно-водных ресурсов бассейна р. Исфары ПО «Совинтервод» (бывш. Гипроводхоз) не располагает». (Прим. АО ПО “Совинтервод” является юридическим правопреемником Института “Гипроводхоз” 1951, Минводхоза СССР - https://www.p-g-s.ru/ao-po-sovintervod,)