Едва ли в кругу современных интеллектуалов найдутся те, кому не были бы знакомы такие имена как Салман Фарси, имам Абуханифа, имам Бухари, имам Муслим, Ат-Табари, Фахри Рази, имам Матуриди, Бахауддин Накшбан, Абдулкадир Гилани, Беруни, Абуали Сина (Авиценна), Руми, Саади, Носир Хисроу, Умар Хайям, Фирдоуси, Хафиз... На протяжении тысячелетий ими не перестают восхищаться великие ученые и писатели всего мира. А их труды в области религии, науки, духовной и светской культуры являются не только наследием персо - таджикского народа, но общим мировым наследием всего человечества.
И сегодня мы, таджики, должны не только гордиться нашими предшественниками, но и становиться достойными этих имен. Но для достижения таких высот нам необходимо идти по пути овладения знаниями. Обучение, образование и чтение книг — это способы познания, которые признаются в исламском учении.
Но сегодня возникает естественный вопрос: «Почему в нашем время, несмотря на то, что имеются все условия для получения знаний, и все книги мира можно найти в интернете и в книжных магазинах, мы не читаем, и не покупаем?». Например, имам Табари, автор тафсир Корана, и книги истории мусульманского мира, писал в день около 40 страниц. А прочитывал более 300 страниц!
Также, согласно исламской традиции, как правило, имамы мечети были хафизами Корана и учеными в таких науках как тафсир Корана Хадисы и Фикха. А современные псевдоученые, муфтии и имамы пренебрегают данной религиозной традицией. И им до наших предшественников «как от земли до неба».
Сегодня невозможно найти имама, который бы ежедневно писал или брал в руки книгу и читал несколько сот страниц в день. Современные имамы практически не читают, Их образованность и познание ограничиваются знанием наизусть и повторением нескольких сур Корана для прочтения в намазе или же на похоронах возле могилы умершего мусульманина. Читая, муфтии не понимают заложенного в суре сакрального смысла.
Большинство из них имеют образование в рамках средней школы с оценками не выше «посредственно». Среди имамов мечетей много есть и таких, кто не может читать оригинал Корана, и суры знают наизусть только в русском переводе.
К большому сожалению, но приходится констатировать не только данный факт, но и отсутствие богобоязненности, которое проявляется в горделивом, недостойном поведении многих имамов, общающихся с народом с позиции своего явного превосходства.
Пророк ислама (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждал людей к знанию и грамотности, заставляя учиться грамоте детей своих сподвижников, говоря: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина».
Но что же мы наблюдаем в наши дни?
Увидеть книжку в руках мужчины и женщины - сегодня большая редкость. Но если отсутствует стремление к знаниям у родителей, то и у детей не может появиться желание учиться.
В этой связи вспоминается наше недавнее прошлое, когда стремление к знаниям закладывалось в семье. Первыми нашими учителями были мать, отец и книги, которые они нам читали. Это была плодородная почва, на которой росли и взрослели будущие ученые, деятели науки, культуры, профессионалы.
Аллах в Коране говорит: «Разве равны между собой знающие, учёные люди, и незнающие?».
Из этого аята становится ясно, что одним из критериев величия, совершенства человека является знание. В этом аяте ясно и четко говорится, что те, которые стремятся к знанию и овладевают науками, достойнее тех, кто лишен знаний и пребывает в невежестве. Вот почему Аллах дал нашим предкам достойное и почетное место в мировой истории.
В своем большинстве сегодня мы «не ищем знания», как заповедовал Пророк ислама (Да благословит его Аллах и приветствует). И, как печальный результат - теряем свою человеческую сущность и свое предназначение. Уже отсутствует уважение друг другу, нет любви, нет родственных уз, нет благожелательного соседства. Мы даже стали лишать жизни своих родных, родственников, друзей, соседей и кончать жизнь самоубийством.
И одной из главных причин современного сатанизма является наша безграмотность. Разумеется существенную роль играет и несоответствие теории с практикой. Поэтому мы должны вспомнить те времена, когда обучение и образование осуществлялось по религиозным мотивам и религиозный фактор был верным помощником родителей и учителей. Мы должны знать, что непросто так Священный Коран и хадисы уделяют большое внимание и отмечают важность знаний и изучение наук.
Если знания и чтения не были бы так важны, то Пророк (мир Ему) не говорил бы: «Получать знания обязательно для всех мусульман». Разве этот хадис не говорит нам, что не имеет значения, из какой ты местности, какой ты национальности, мужчина ты или женщина, старый ты или молодой, — все без исключения обязаны приобретать знания. Разве в хадисе не используется слово «фаризатин» («фариза» — «обязательно»)? Как намаз, пост, хадж обязательны для мусульман, так обязательно и получение знаний. Пренебрежение этим будет являться грехом.
А сегодня от многих наших лентяев, когда им говоришь: «Учись, читай!», - в ответ можно услышать: «Уже поздно! Мы уже женаты!». Или же: «Мы уже не в том возрасте».
Таким мусульманам хочу в ответ сказать: «Разве Пророк (мир Ему) не говорит: «От рождения до могилы приобретайте знания».
Получилось так что первый хадис говорит, что приобретение знаний не относится к какой-то категории людей, а второй — что это не ограничивается каким-то временем.
Например, для всех других ибадат (поклонений) имеется свое определённое время. Например, пост обязателен только в месяц рамазан, намаз — в свой период суток. А время получения знания, как говорится в хадисе, продолжается от рождения до смерти.
Так же мы должны знать, что первый аят Священного Корана начинается со слова «ЧИТАЙ» и призывает нас не к еде и питью, а к приобретению знаний: [Смысл]:«Читай во имя Господа твоего!».
В таком случае, почему же сегодняшний персо - таджикский народ пренебрегает знанием?
И почему в московском метро в руках почти у всех русских, от малыша до старика, можно видеть книгу, журнал, газету, то руки таджиков, как правило, пусты?
И почему у татар, турок, азербайджанцев муллы и учёные дружны между собой, а большинство наших соотечественников даже не здороваются, распространяют сплетни и очерняют друг другу?
В речи персоязычных народов иранцев, афганцев, бухарцев не употребляются матерные, грязные слова. Почему же наша молодёжь грязно матерится не только на базаре и общественных местах, но и в социальных сетях интернета и даже в семье в присутствии родителей, детей и старших по возрасту.
Почему в России среди молодёжи других народностей отсутствует пропаганда ваххабитов, салафитов и такфиритов, а среди нашей молодёжи очень много ваххабитских такфиридских радикалов?
Хочу заключить свою статью словами Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
Ислам уважает разум и считает его внутренним пророком Аллаха. Ислам считает разум одним из способов очищения, а упадок ума объявляет видом осквернения. У нас же сегодня нарушена работа рассудка, и мы сами оскверняем себя.
Так давайте проявим нашу волю, которая является «исполнительной властью ума».
Давайте же, наконец, очистимся от скверны, сделаем своей целью получение знаний, Чтение книг сделаем пищей для ума. Вспомним, что наши с вами предки стояли у истоков создания новой цивилизации и духовной культуры в истории человечества, которая сегодня называется «исламская цивилизация».
Хайриддин АБДУЛЛА