Сулаймон Саидов, пострадавший от огнестрельных ранений в московском метро в 2016 году подал иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против России. Об этом сообщает официальный представитель комитета «Гражданское содействие».
Напомним, в 2016 году в вагоне московского метро на Саидова напал 61-летний пьяный москвич Сергей Царев. Он несколько раз выстрелил в Саидова из пистолета «Оса», из-за чего мигрант из Таджикистана потерял глаз и стал инвалидом.
В 2018 году Царева осудили за хулиганство и приговорили к 10 годам и 3 месяцам колонии строгого режима. Саидов же считает, что его должны были судить по мотивам национальной ненависти и вражды.
По словам Саидова, 8 апреля 2016 года пьяный Царев потребовал от него и его племянника покинуть вагон столичного метро, потому что это «вагон для русских». Он также заявил, что убьет Саидова, после чего достал пистолет «Оса» и несколько раз выстрелил в него. Пули попали в живот и в голову Саидова, врачам пришлось удалить ему глаз и часть черепной кости.
Когда поезд прибыл на станцию метро, полицейские в первую очередь задержали Саидова, а Цареву тогда удалось скрыться. Защитой Саидова занялся комитет правозащитников «Гражданское содействие». Они же помогли подать гражданину Таджикистана заявление в ЕСПЧ с требованием компенсации от российских властей.
По словам главы комитета Светланы Ганнушкиной, сотрудники правоохранительных органов в случае с Саидовым проявили халатность и бездействие.
«Российские власти, как правило, отказываются расценивать такие нападения, как совершенные на почве национальной ненависти. Причина в том, что сами власти создали условия для ненависти к чужим в российском обществе. Именно поэтому нападения националистов на лиц неславянской внешности российскими судами чаще квалифицируются как "хулиганство"», — считает она.
В жалобе в ЕСПЧ говорится, что при расследовании данного инцидента были нарушены нескольких статей Европейской конвенции по правам человека, которую российские власти ратифицировали в 1998 году. Саидов оспаривает эффективность расследования и адекватность наказания виновного в нападении (статьи 2 и 3 Конвенции), отсутствие в приговоре российского суда мотива расовой и национальной ненависти (ст. 14 в сочетании со ст. 3 Конвенции) и отказ в рассмотрении гражданского иска о компенсации морального и материального вреда (ст. 13 в сочетании со ст. 2 и 3 Конвенции).